|
 
  Поход летом 2007 года
|
Маршрут похода: Санкт-Петербург - Котка - Хельсинки - Ханко - Гетаканал - Ханко - Котка - Санкт-Петербург.
К моменту выхода экипаж состоял из 8 человек, включая капитана, что было недостаточным для 3 полноценных вахт. Решено было разбить имеющийся народ на две вахты и так идти до Хельсинки, где ожидалось прибытие еще 3 человек.
25 июля.
19:00 Оттдали швартовы в яхт-клубе. Перешли на морской вокзал, оказалось, что таможня уже закрыта. Встали на ночевку в яхт-клубе ВМФ.
26 июля.
10:30 прошли таможенный и пограничный контроль, отошли под двигателем на Кронштадт.
12:30 встали под паруса, поставив новый грот, парус оказался весьма прилично пошит, требовалось лишь закончить оснащение ползунами.
14:30 прошли Кронштадт, ветер WSW. Взяли курс на о. Сантио.
К вечеру ветер усилился с 2 до 5 баллов, меняя направление в секторе WSW-WNW. Остаток дня и всю ночь лавировались при значительном волнении. Многие ощутили холодную руку морской болезни.
27 июля.
Продолжили лавировку, ветер не изменил силы и напрвления.
17:10 ошвартовались у Сантио. В течении получаса благополучно прошли финский погранконтроль и продолжили движение в направлении Хельсинки.
21:30 вставли на якорь в закрытой гавани о. Куорсало.
28 июля.
Погода внесла свои коррективы в наши планы. Принимая во внимание усиливающийся ветер и недостаток команды, капитан принял решение зайти в Котку.
16:40 Похоже, мы были не единственными решившими переждать ветер в гавани. В городском яхт-клубе оказалась проблема со свободным местом, что, учитывая размеры Хортицы, создавало немалые трудности со швартовкой. После нескольких попыток удалось захватить буй и подвести корму к бонам, но подошедший хабормастер (дословно хозяин гавани), настойчиво попросил перейти в другое место. В итоге благодаря финскому гостеприимству встали лагом к бонам у внутренней стороны огораживающего гавань мола без водопровода и электричества. Осмотрели город, посетили отличную сауну яхт-клуба.
|
|
   Виды города с высоты обзорной башни.
|
29 июля.
11:00 Вышли из гавани. Путь до Хельсинки решено было продолжать шхерами, не выходя в открытое море.
23:20 С приближением сумерек выбрали удобное место для ночной стоянки. Им оказалась гавань в северной части о. Лонгхольмен.
|
|
   Утро на о. Лонгхольмен. На пути в Хельсинки.
|
30 июля.
09:30 Отошли под парусами.
13: 10 Ошвартовались в городском яхт-клубе Хельсинки. Ждем догоняющую нас часть экипажа.
31 июля.
День решили посвятить осмотру Хельсинки. Экипаж пополнился тремя членами, автобусом прибывшими из Петербурга. Они здорово усилили существующие вахты.
1 августа.
09:20 отошли из марины Хельсинки.
12:50 Встали под паруса. Взяли курс в направлении на Ханко.
23:35 Встали на якорную стоянку у о. Барё.
|
|
|
2 августа.
09:20 Снялись с якоря, продолжили движение.
16:50 Ошвартовались в городе российской военно-морской славы Ханко (Гангут).
Город показал себя воплощением финского отношения к природе. В городских парках, ничуть не боясь людей, отдыхают после перелета дикие арктические гуси. Гавань яхт-клуба буквально забита гигантскими стаями плотвы, которые атакуют громадные окуни, не берусь точно назвать вес хищников, но никак не меньше килограмма. От такого зрелища неравнодушные к рыбалке члены команды скрежетали зубами и готовы были удавиться на собственных шнурках.
|
|
   Перелетные гуси. Скопления плотвы в гавани.
|
3, 4 августа.
Пополнив запас продуктов и заправившись водой, вышли из Ханко. Пользуясь благоприятной погодой и стабильным юго-западным ветром, не задерживаясь на островах Аландского архипелага, достигли берегов Швеции.
5 августа.
Пройдя стокгольмские шхеры, ошвартовались у деревни Вик.
|
|
   Обездоленные скандинавские коровы. Шведское побережье. Они пришли из тумана.
|
6 августа.
Желающие отправились на автобусе в Стокгольм. Вечером посетили дом Мерилин Баден, всегда помогавшей Хортице в организации походов. Произвели закупку необходимых продуктов.
|
|
   Стокгольм на бегу.
|
7 августа.
11:00 Отошли от берега, потеряв 3 часа из-за тумана. Начали движение сквозь стокгольмские шхеры в направлении гавани Мэм.
15:00 Прошли пролив Баггенсстекет.
23:30 Ошвартовались в марине г. Нюнесхамн.
8 августа.
10:30 Продолжили путь.
|
|
   Паромы не боятся скал. Стокгольмские шхеры. Шведская дача.
|
С каждой минутой Хортица уходила все дальше от открытого моря во внутренние воды Швеции. Привычным стало плавание в узости, высокие скалистые берега в сотне метров по сторонам, отсутствие волнения и качки. |
|
   Тихий вечер на пути к Мэм.
|
У первого шлюза Гетаканала в гавани Мэм яхта оказалась в 00:25, оставалось ошвартоваться у набережной, и поделив ночные вахты ждать утра. |
|
   Русские в городе! Первый шлюз. Гетаканал с высоты топа мачты.
|
9 августа.
10:30 Прошли первый шлюз.
Прохождение принесло массу новых ощущений. Не многие из команды имели такой опыт. Ширина канала не превышает 20-25м, гранитная набережная построена только непосредственно у шлюзов, на остальном прояжении канал напоминает спокойную равнинную реку с травянистыми берегами и мутной водой. Скорость хода ограничена 5 узлами, перемещаться под парусами естественно невозможно, во время движения занят только рулевой, остальные обозревают окрестности.
Благо, что шлюзы, имеющие одинаковую конструкцию и размеры, следовали каждые 500 метров и не позволяли команде скучать. Вскоре мы распределили роли, каждый знал, что ему делать, и работа пошла как хорошо отлаженный механизм. Подход к воротам, два человека высаживаются на стену, ловят концы, крепят их. Еще двое на борту контролируют длину швартовых, остальные работают с кранцами, одерживают. Шлюз закрывается, наполняется водой, открываются верхние ворота, команда отдает швартовы, лодка направляется к следующему шлюзу. Весь день проходит в таком ритме.
|
|
   Оператор шлюза. Разводной мост. Гетаканал
|
Опрераторами на шлюзах работает в основном молодежь, похоже что студенты и студентки. Операторы имеют форменную одежду. Как правило это желтая футболка, джинсы или шорты и обязательно спасательный жилет. Для координации работы, молодые люди оснащены рациями. Естественно, что канал пересекает множество автомобильных дорог. Мосты имеют различную конструкцию, есть разводные и поворачивающиеся. Открывается большинство из них с удаленного центрального поста при подходе судна, для чего установлены видеокамеры. При подходе к мосту сердце каждый раз замирало. Хоть подходили и на малых ходах, но остановиться полностью невозможно, а сворачивать некуда. Оставалось надеятся только на этого далекого парня за пультом. Надо отдать должное шведской ответственности - все работало как часы. |
|
   Шлюзы закрывают на ночь. Сохранившийся оригинальный механизм ворот.
|
Шлюзы не работают ночью. Закрывают их около 6 часов вечером и открывают в 9 утра. В связи с этим у каждого шлюза оборудована стоянка. Имеется как минимум туалет, иногда стол и скамейки, беседка, если повезет душ. |
|
   Привычная работа. Опять коровы. Пикник на обочине.
|
10 августа.
Утром, с открытием шлюза, продолжили движение. Прошли Седерчепинг, затем Норсхольм. Из экипажа списались на берег 2 человека, оставшиеся продолжили путь, выйдя в озеро Роксен. К вечеру пересекли озеро под парусами и, пройдя каскад шлюзов, встали на ночевку в небольшой гавани города Берг.
|
|
   Каскад шлюзов. Жители Берга не часто видят русские лодки. Команда.
|
11 августа.
Берг стал вершиной нашего путешествия. Несложные рассчеты показали, что пора отправляться в обратный путь.
Работа в шлюзах при спуске по каналу оказалась проще, чем при подъеме. Пройдя серию ворот у Берга, пересекли Роксен в обратном направлении. Заночевали у шлюза Клемманс.
12 августа. 14:45 Прошли Мэм, продолжили движение к морю. Ветер, встречный на протяжении всего пути к Швеции, сохранил направление и теперь позволял идти полными курсами. Хортица покрывала расстояния гораздо быстрее.
14 августа. В 16:00 достигли гостевой гавани Ханко.
15 августа. Еще 2 человека утренним поездом отбыли в Хельсинки и оттуда автобусом в Петербург. В команде осталось 7 человек. Проявив незаурядную твердость и выучку, вынужденные идти практически одной вахтой, экипаж благополучно привел лодку домой.
19 августа. 12:57 Хортица ошвартовалась в Санкт-Петербурге.
|
|
   Море, море, море... Команда за работой.
|
|
|